Вопросы и ответы

Задайте вопрос патентному поверенному, и мы ответим Вам в кратчайшие сроки.
Задать вопрос можно по e-mail — info@lintes.ru,
или заполнив форму — ЗАДАТЬ ВОПРОС

Нужно ли регистрировать товарный знак?

Регистрация товарного знака – это право, а не обязанность. Однако, если Вы используете незарегистрированное обозначение, то необходимо быть абсолютно уверенным в том, что другие лица не претендуют на использование такого-же или похожего обозначения, и что Вы сами не нарушаете прав третьих лиц.
Не регистрируя свой знак, Вы подвергает себя значительному риску. Правообладатель, который зарегистрировал на свое имя сходное обозначение, вправе потребовать прекратить использование Вами знака и выплатить ему компенсацию (от 10 000р. до 5 000 000р.) или возместить убытки. Кроме того, используя незарегистрированный знак, Вам будет гораздо сложнее защититься от недобросовестной конкуренции, а Ваша защита потребует дополнительных материальных затрат, несравнимо превышающих стоимость регистрации товарного знака.

Какие обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков?

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы любые обозначения, обладающие различительной способностью (способные индивидуализировать товар или услугу), а также их комбинации.
Товарный знак может быть:
— словесным — слова, сочетания букв, словосочетания, слоганы, и др.
— изобразительным – изображения предметов, существ, объектов, линий, фигур на плоскости, и др.
— комбинированным – состоящим из словесных и изобразительных элементов;
— объемным – форма (например, форма мыла, или бутылки, или др.), трехмерные объекты, фигуры и линии в пространственном расположении, и т.д;
— звуковым, световым, голографическим, обонятельным, изменяющимся, и др.

Зарегистрирует ли Роспатент на имя российского предпринимателя товарный знак, содержащий иностранные слова?

Да, но при одном условии – если иностранные слова в знаке не будут вводить потребителей в заблуждение относительно места производства товара и/или места нахождения производителя. Например, могут не зарегистрировать в отношении товара «вино» слово или фразу на французском языке, если заявителем является российское лицо и вино производится в России. Также у эксперта Роспатента могут возникнуть вопросы к российскому заявителю, если в заявленном обозначении будут присутствовать слова не в латинице, а, например, на китайском языке, грузинском, или др.. В этом случае эксперт может попросить у заявителя обосновать присутствие в знаке иностранных слов (доказать связь с иностранным производителем и/или иностранное происхождение товара).

Чем отличается товарный знак от знака обслуживания?

В правовом применении — ничем. Разница между ними в том, что товарный знак индивидуализирует товары, а знак обслуживания индивидуализирует услуги. Но, поскольку правила для них одинаковы, а многие товарные знаки зарегистрированы как для товаров, так и для услуг, то термином «товарный знак» часто называют и знаки обслуживания.

Чем отличается товарный знак от фирменного наименования?

И товарный знак, и фирменное наименование, являются средствами индивидуализации, но товарный знак индивидуализирует товары или услуги, в то время как фирменное наименование (которое обязательно включает в себя и организационно-правовую форму – ООО, ЗАО, и т.д.) индивидуализирует конкретное юридическое лицо. Зачастую словесная часть товарного знака не совпадает с фирменным наименованием его владельца.
Несмотря на то, что по закону не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного или сходного с наименованием другого юридического лица в отношении аналогичной деятельности, при регистрации фирмы ее наименование не проверяется регистрирующим органом на уникальность, и фирм с одинаковыми или похожими названиями очень много.
В отличие от фирменного наименования, условием регистрации товарного знака является его уникальность. Кроме того, распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (отчуждение или предоставление другому лицу права использования) не допускается, тогда как распорядиться исключительным правом на товарный знак можно, в том числе передав права на знак другому лицу или выдав лицензию.

Чем отличается товарный знак от коммерческого обозначения?

И товарный знак, и коммерческое обозначение, являются средствами индивидуализации, но товарный знак индивидуализирует товары/услуги, а коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие. Владельцем КО может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации, в связи с чем его владельцу сложнее доказать наличие у него исключительных прав на КО. Кроме того, коммерческое обозначение должно быть известно на определенной территории, а если правообладатель не использует его непрерывно в течение года, то исключительное право на коммерческое обозначение прекращается.
Передать право на коммерческое обозначение другому лицу можно только в составе предприятия.

Чем отличается товарный знак от торговой марки, торгового знака, товарной марки, бренда?

Только названием. В российском законодательстве закреплен термин «товарный знак» — обозначение, по которому потребители узнают товары/услуги конкретного производителя или продавца. В обиходе могут использоваться любые произвольные названия товарного знака (торговая марка, торговый знак, товарная марка, бренд и др.), но в официальных документах к зарегистрированному в Роспатенете обозначению, индивидуализирующему товар или услугу, применяется термин «товарный знак».

Можно ли зарегистрировать доменное имя в качестве товарного знака?

Да, как словесный товарный знак, или включив доменное имя в комбинированный товарный знак. В этом случае наименование домена будет находиться под охраной товарного знака, что даст владельцу домена дополнительные преимущества при осуществлении коммерческой деятельности в сети Интернет.

Может ли у товарного знака быть несколько владельцев?

Согласно российскому законодательству, у товарного знака может быть только один правообладатель. Исключение составляет коллективный знак, предназначенный для обозначения товаров, обладающих едиными характеристиками, и производимых или реализуемых входящими в объединение лицами. К заявке на коллективный знак прилагается устав коллективного знака, который должен содержать: наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя), цель регистрации коллективного знака, перечень и единые характеристики товаров, условия использования коллективного знака, положения о порядке контроля за использованием коллективного знака, положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

Может ли физическое лицо стать владельцем товарного знака?

Только в том случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 1478 ГК РФ – «Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.»
В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем товарного знака, прекращается и его исключительное право на товарный знак.

Какие документы требуются для подачи заявки на регистрацию товарного знака?

В патентное ведомство подается заявление, содержащее заявляемое обозначение, перечень заявляемых товаров/услуг, сгруппированных по классам МКТУ, описание заявленного обозначения, а также стандартные сведения о заявителе (наименование, юр.адрес, ОГРН или ОГРНИП). Представлять в Роспатент документы или их копии, подтверждающие сведения о заявителе, не требуется.

Зачем делать предварительную проверку знака?

Предварительная проверка (поиск) проводится для того, чтобы выявить риски регистрации и определить, стоит ли подавать заявку.
Факт подачи заявки еще не означает регистрацию товарного знака. Экспертиза может выявить обстоятельства, препятствующие регистрации, например, если существует товарный знак или заявка, похожие на Ваш знак, имеющие более ранний приоритет, и действующие в отношении аналогичных товаров/услуг. В регистрации знака может быть отказано по нескольким основаниям (статья 1483 ГК РФ), но основные из них (наличие сходных знаков и заявок, отсутствие различительной способности, введение в заблуждение потребителей), можно выявить перед подачей заявки, проведя предварительный поиск, который позволит сделать прогноз регистрации.

Сколько длится регистрация товарного знака?

В процессе регистрации заявка проходит три основных этапа:
— формальная экспертиза — один месяц;
— экспертиза обозначения — от восьми месяцев, максимальный срок законом не установлен;
— внесение сведений в реестр товарных знаков  — один месяц.
В среднем, срок регистрации составляет 10 — 12 месяцев, но,  если заявка подана в электронном виде и экспертиза проходит без запросов и уведомлений Роспатента, то решение о регистрации может быть получено уже через 8 месяцев с даты подачи заявки.

Можно ли ускорить регистрацию товарного знака?

Ускорение экспертизы не предусмотрено, но можно ускорить рассмотрение заявки (до 6 месяцев) путем подачи двух заявок – российской и международной. Такое «ускорение» существенно увеличивает расходы заявителя, при этом есть риск потерять обе заявки, если по результатам экспертизы будут выявлены основания для отказа в регистрации. Кроме того, в случае получения запроса экспертизы или предварительного отказа «ускоренная» экспертиза может затянуться и занять даже больше времени, чем обычная.

Как рассчитать стоимость регистрации товарного знака?

Оплата за регистрацию производится поэтапно:
1. Перед подачей заявки проводится предварительный поиск (необязательный этап) — оплачиваются услуги поверенного и тариф поискового сервиса;
2. После поиска (или без него) оформляется заявка – оплачиваются услуги поверенного и две пошлины – за подачу заявки и за рассмотрение заявки:
пошлины зависят от количества заявляемых классов МКТУ – 10 500 руб./первый класс, + 1 750 руб. каждый следующий, + 700р. за каждый класс свыше 5.
3. После получения решения о регистрации (примерно через 10-12 месяцев после подачи заявки) оплачивается пошлина за регистрацию – 12 600 руб., + 700р. за каждый класс свыше 5.
Стоимость услуг поверенного зависит от объема и сложности предоставляемых услуг. Оформление и подача заявки, как правило, стоит недорого, но стоимость возрастает, если в услуги включается сопровождение заявки – отслеживание корреспонденции, ее получение и обработка, переписка с патентным ведомством, своевременное уведомление заявителя о необходимости оплаты пошлин, о предоставлении документов, и т.д.
В процессе экспертизы заявки заявителю могут потребоваться дополнительные услуги — например, составление ответа в случае поступления предварительного отказа или оппозиции, или регистрация передачи прав на заявку другому лицу, или внесение изменений в заявку, или др.

Что такое классы МКТУ и как правильно составить перечень классов в заявке на товарный знак?

МКТУ – Международная классификация товаров и услуг, предназначенная для целей регистрации товарных знаков. Классификатор содержит список товаров и услуг (в классификаторе, принятом в России, более 8 000 позиций), которые сгруппированы по 45 классам, где классы с 01 по 34 – это классы товаров, а с 35 по 45 – классы услуг.
При подготовке заявки необходимо особенно внимательно отнестись к составлению перечня заявляемых товаров и услуг. Перечень – главное в заявке, так как он определяет объем охраны товарного знака.
Составление перечня лучше доверить специалисту. Не зная специфики МКТУ, легко ошибиться и получить в итоге «слабую» регистрацию, которая не обеспечит надежную правовую охрану товарному знаку. Или, заявив товары/услуги, для которых Вы не будете использовать свой знак, через три года после регистрации есть риск стать участником судебных процессов, в которых заинтересованные лица будут оспаривать Ваш знак.
Если Вы решили составить перечень самостоятельно, то в первую очередь внимательно изучите Руководство по применению МКТУ.
Не лишним будет почитать и Методические рекомендации по определению однородности, так как однородные товары/услуги могут быть в разных классах МКТУ, и при составлении заявляемого перечня это необходимо учитывать. Несколько примеров однородных товаров/услуг в разных классах:
— 09 класс «программы» и 42 класс «программирование»,
— 02 класс «краски» и 17 класс «краски изоляционные»,
— 29 класс «паста томатная» и 30 класс «соус томатный»
— 25 класс «одежда», 40 класс «пошив одежды» и 42 класс » моделирование одежды».
Нередко ошибочно заявляют не конкретные товары, а заголовок класса (его описание), полагая, что в этом случае знак будет охраняться в отношении всех товаров/услуг этого класса. Это неверно. Например, заявив товары 27 класса заголовком («Ковры, циновки, маты, линолеум и прочие покрытия для полов; стенные обои и обивочные материалы»), Вы не получите охрану знака для товара 27 класса «газоны искусственные».
Для обеспечения хорошей охраны знака, в перечень, помимо родовых позиций (пр. – «одежда»), можно включить и конкретные товары/услуги, для которых Вы используете или планируете использовать свой товарный знак (пр. – «пальто»), а также однородные им товары/услуги (пр. – «пошив одежды»), и, при необходимости, сопутствующие товары/услуги (пр. – «шарфы», «украшения для одежды»).
Если необходимого термина нет в классификаторе, то можно добавить в заявляемый перечень свою формулировку, но делать это надо только в случае крайней необходимости и с большой осторожностью. Одной из формулировок, отсутствующих в классификаторе, но так необходимой продавцам товаров, является услуга 35 класса «услуги по розничной и оптовой продаже товаров». Ее можно добавить в свой перечень, не опасаясь запроса экспертизы, но желательно уточнить, какие товары Вы продаете (например, «услуги по розничной продаже обуви», «услуги по оптовой продаже фруктов и овощей»).

Можно ли добавить классы МКТУ (товары/услуги) после подачи заявки?

Нет. Экспертиза заявленного обозначения проводится в отношении только тех товаров и услуг, которые содержатся в заявке. Добавление новых товаров/услуг потребует проведение новой экспертизы, поэтому, если требуется охрана для товаров/услуг, не указанных в заявленном перечне или в свидетельстве, то для них подается новая заявка.

Как зарегистрировать товарный знак в другой стране?

Действие товарного знака ограничено территорией той страны, в которой он зарегистрирован. Зарегистрировать знак в другой стране можно двумя способами – или подав заявку в патентное ведомство конкретной страны, или, если знак зарегистрирован или подан на регистрацию в России, то можно подать международную заявку через российское патентное ведомство, воспользовавшись Мадридской системой международной регистрации товарных знаков. Существует возможность подать одну заявку сразу в несколько стран, объединенных международным соглашением (например, можно подать одну заявку сразу во все страны ЕС; в страны, являющиеся членами Мадридского союза), однако и в этом случае патентное ведомство каждой страны самостоятельно принимает решение о предоставлении охраны товарному знаку на ее территории.


Форма отправки вопроса

Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваш вопрос: