МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Товарный знак охраняется в отношении товаров и услуг, которые перечислены в свидетельстве на товарный знак, а также однородных им товаров/услуг.
Все товары и услуги в свидетельстве на товарный знак указаны в терминах, соответствующих Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
МКТУ представляет собой классификатор, содержащий список терминов товаров и услуг, и предназначен он только для регистрации товарных знаков.
Классификатор, принятый в России, содержит более 8 000 терминов, которые сгруппированы по 45 классам, где классы с 01 по 34 – это классы товаров, и классы с 35 по 45 – это классы услуг.

В России принята Ниццкая классификация товаров и услуг, но в заявке на товарный знак можно указать и некоторые термины международной классификации MGS, принимаемые российским патентным ведомством, а также и произвольные термины, если они правильно сформулированы и отнесены к соответствующему классу МКТУ.

При подготовке заявки необходимо особенно внимательно отнестись к составлению перечня заявляемых товаров и услуг, так как этот перечень определяет объем охраны товарного знака.
Составление перечня лучше доверить специалисту. Не зная специфики МКТУ, легко ошибиться и получить в итоге «слабую» регистрацию, которая не обеспечит надежную правовую охрану товарному знаку. Или, заявив товары/услуги, для которых Вы не будете использовать свой знак, через три года после регистрации есть риск стать участником судебных процессов, в которых заинтересованные лица будут оспаривать Ваш знак.

Если Вы решили составить перечень самостоятельно, то в первую очередь внимательно изучите Руководство по применению МКТУ.
Не лишним будет почитать и Методические рекомендации по определению однородности, так как однородные товары/услуги могут быть в разных классах МКТУ, и при составлении заявляемого перечня это необходимо учитывать. Несколько примеров однородных товаров/услуг в разных классах:

  • 09 класс «программы» и 42 класс «программирование»,
  • 02 класс «краски» и 17 класс «краски изоляционные»,
  • 29 класс «паста томатная» и 30 класс «соус томатный»,
  • 25 класс «одежда», 40 класс «пошив одежды» и 42 класс » моделирование одежды».

Нередко ошибочно заявляют не конкретные товары, а заголовок класса (его описание), полагая, что в этом случае знак будет охраняться в отношении всех товаров/услуг этого класса. Это неверно. Например, заявив товары 27 класса заголовком («Ковры, циновки, маты, линолеум и прочие покрытия для полов; стенные обои и обивочные материалы»), Вы не получите охрану знака для товара 27 класса «газоны искусственные».
Для обеспечения хорошей охраны знака, в перечень, помимо родовых позиций (пр. – «одежда»), можно включить и конкретные товары/услуги, для которых Вы используете или планируете использовать свой товарный знак (пр. – «пальто»), а также однородные им товары/услуги (пр. – «пошив одежды»), и, при необходимости, сопутствующие товары/услуги (пр. – «шарфы», «украшения для одежды»).
Если необходимого термина нет в классификаторе, то можно добавить в заявляемый перечень свою формулировку, но делать это надо только в случае крайней необходимости и с большой осторожностью. Одной из формулировок, отсутствующих в классификаторе, но так необходимой продавцам товаров, является услуга 35 класса «услуги по розничной и оптовой продаже товаров». Ее можно добавить в свой перечень, не опасаясь запроса экспертизы, но желательно уточнить, какие товары Вы продаете (например, «услуги по розничной продаже обуви», «услуги по оптовой продаже фруктов и овощей»).


Если Вы составляете перечень самостоятельно и сомневаетесь в выборе классов, то Вы можете сообщить нам, для каких товаров/услуг планируется использовать знак, и мы посоветуем Вам оптимальные классы для его надежной охраны:

Ваш E-mail:
Ваше имя:

СПИСОК ТОВАРОВ/УСЛУГ, ДЛЯ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗНАК:

Продаем следующие товары:
Производим следующие товары:
Предоставляем следующие услуги: